Около двух миллионов зрителей торопились в кинотеатры, чтобы посмотреть фильм, между тем как два миллиона книг буквально расхватали во Франции. Жан Марини, профессор литературы, специалист по вампирам, разбирает это явление.
Ничто не останавливает Стефании Майер и её вампиров. Начиная с прошлого октября, американская романистка и её сага в 4 томах «Сумерки» возглавляет список книг, лидирующих по продажам во Франции. Четырёхлогия, которая рассказывает историю любви, невозможную между вампиром Эдаврдом и невинной ученицей Беллой, вот-вот превысит два миллиона проданных книг. Фильм Кэтрин Хардвик, очень точная экранизация первого тома, уже собрал, через месяц после своего выхода, 1.967.655 зрителей.
Нет никакого намёка на спад ажиотажа вокруг саги, которая распродалась во всём мире 42 миллионами экземпляров. Последующие две недели четыре тома серии четыре первых ступени пьедестала почёта согласно классификации Express’а (франц. газета), и каждый день, Ашетт, французский издатель Стефании Майер, посылает ежедневно около 10-25 тысяч книг в магазины. Расшифровка явления Жаном Марини, профессором английской и американской литературы университета Гренобля III и автором «Вампиры в литературе 20 века».
Как объяснить огромный успех «Сумерек»?
Жан Марини:
Почва была подготовлена уже давно. Увлечение, вызванное сагой Энн Райс, автор «Интервью с вампиром», телевизионным сериалом «Баффи - истребительница вампиров» и игрой «Камарилья», показывает, до какой степени молодёжь восприимчива к историям о вампирах. Начиная с Энн Райс, мы являемся свидетелями реабилитации вампиров. Твёрдая уверенность 20 века исчезла, никто больше не знает, где добро, а где зло. Только в этом духовно неясном мире смогло получить развитие очеловечивание вампира. Вместо того, чтобы быть отталкивающим персонажем, этаким противным страшилищем, как «Дракула» Брэма Стокера, вампир стал бессмертным суперчеловеком, который не умирает и никогда не болеет. Со своим героем Стефани Майер довела до крайности этого вампира new-look: Эдвард молодой и красивый (кто не мечтает быть похожим на него?), к тому же вегетарианец - он питается исключительно кровью животных. Кроме того Стефании Майер использует сагу, чтобы обратиться к темам, которые волнуют подростков и в которых они себя узнают: школа, друзья, первый флирт. Её шедевр привлекает в основном 18-24 летних читателей, нежели более старших.
Что привлекло Стефани Майер в мифологии о вампирах?
До сегодняшнего дня вампиры были «продуктом, привезённым из Европы». Например, у Энн Райс, зачинатель её персонажа родом всё еще со Старого Света. Устраивая соперничество между вампирами и индейский племенем, один из основных конфликтов саги. Стефании Майер была первой, кто сделал фантастическую фигуру на 100% американской и внедрил в фольклор уроженцев Америки. Её четырёхлогия дезинфицирует миф. Её вампиры могут больше не убивать, чтобы выжить. Они вполне входят в ранг героев и становятся политически корректными. Американизировавшись, вампир включил в себя взыскательность и духовные ценности США. «Сумерки» этакий слащавый роман, где эротизм остаётся скрытым. Майер показывает судьбу американского общества, которое познало новую фазу пуританства при Буше.
«Баффи», «Настоящая кровь» новый сериал от создателей «Клиент всегда мёртв», который имел успех, «Сумерки», Энн Райс.…Как объяснить увеличение популярности вампиров?
В однообразном обществе, где доминируют деньги, есть реальное желание перемен, ему и отвечает фантастическая литература. «Дракула» Брэм Стокера после своей публикации не имела такого широкого успеха в книжных магазинах, книга захватила в основном небольшую часть знающих людей. Если фигура вампира, в высшей степени художественное морское чудовище, вновь возникла, значит, что она воспользовалась постоянным интервалом увлечения вампирами: Беле Лугоши, первый вампир говорящего кино, фильмы киностудии «Хаммер» с Кристофером Ли, сага Энн Райс 1976 года или «Дракула» Копполы 1992 года.